Рекомендации ПЕРЕД удалением зуба

Удаление зуба. Рекомендации перед удалением

В каких случаях необходимо удаление зуба?

Удаление зуба проводят по разным причиным. Как мы писали ранее, самая частая причина — пародонтит. Такие зубы удаляют, когда корень зуба на столько оголён, что зуб уже невозможно восстановить протетически (запротезировать), зуб стал сильно подвижен, беспокоит пациента и не выполняет свою функцию. В таком случае удаление зуба проводят планово, в составе комплексного лечения.

Иногда удаление зуба проводят и по другим причинам. Часто это разрушение коронки. Если коронка зуба разрушается под уровнем десны, то запротезировать такой зуб невозможно. Вернее запротезировать можно, но из-за недостатка твёрдых тканей зуба искусственная коронка или штифт с зуба будет постоянно выпадать — будет происходить расцементировка конструкции. Естественно вкладывать деньги и время в лечение, результат которого не продержится и несколько месяцев — безсмысленно.

Также зубы часто удаляют по причине кариеса корня. Изначально пришеечный кариес может распространится не вглубь коронки зуба, а вглубь корня. Естественно такая повреждённая опора функционировать не сможет.
Очень неприятная ситуация, когда происходит трещина корня. Это может произойти в результате травмы или по другим причинам, но современная стоматология, увы, трещины корня лечить не умеет.
Что бы не привело к удалению зуба, важно понимать главное. Перед тем, как удалить зуб, пациент должен определиться, что он будет делать с образовавшимся промежутком в зубном ряду.

Почему нужно планировать заранее?

Дело в том, что зуб находится в кости. Кость имеет физические параметры. Если диаметр корня зуба равен 4 мм, то ширина кости, которая его окружает, будет равна, к примеру, 7 мм. После удаления зуба там, где был корень, больше ничего не будет. Это приведёт к атрофии кости. Атрофия — это уменьшение в размере. Происходит она из-за отсутствия нагрузки (жевательной нагрузки). Приведём пример: мускулистый спортсмен, регулярно посещающий спортзал, имеет гипертрофию мышц, а худощавый стоматолог, который большую часть времени работает в неподвижной позе, имеет атрофию мышц. Самая большая атрофия происходит в первый год после удаления, затем она постепенно прогрессирует, но уже с меньшими темпами. И в результате мы получим уменьшение ширины кости. Было 7 мм, станет 4 мм.

И вот, к примеру, пациент, который 3 года назад удалил себе зуб и ходил без зуба, вдруг захочет запротезироваться. Выбор пациента пал на такой метод реабилитации, как дентальная имплантация. Но дентальный имплантат, по сути являющийся «шурупом», который вкручивается в кость, также имеет физические параметры. Средний имплантат имеет диаметр 4 мм. По хирургическим протоколам любой имплантат должен покрываться костью со всех сторон минимум на 2 мм. Это значит, что для имплантата диаметром 4 мм ширина кости должна быть 4+2+2=8 мм! Но кости этой уже нету. Конечно, в рамках современной имплантологии создать её не проблема, существует ведь костная пластика. Но костная пластика имеет выше риски, чем просто имплантация, более того, срок лечения увеличивается минимум на 6 месяцев.

Если имплант не планируем — проблем нету?

Если по каким-то причинам дентальная имплантация для вас не подходит, то самый лучший вариант — это протезирование несъёмными конструкциями. Лучше всего — мостовидный протез. Но и здесь у вас нет сильно много времени. Дело в том, что помимо убыли кости после удаления в образовавшуюся пустоту сдвигиваются соседние зубы. Это называется феномен Попова-Годона. В дальнейшем это может вызвать большие неприятности: нарушение прикуса, развитие челюстно-лицевых деформаций, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, развитие пародонтита, невозможность установки несъёмных конструкций без депульпирования зубов, необходимость сильно обтачивать зубы или необходимость проведения ортодонтического лечения.

А всё это произошло по той причине, что удаление было необдуманным. Если у вас есть зубы, которые вас не беспокоят, но вы знаете, что они уже подлежат удалению, не спешите их удалять! Для начала — обдумайте, как именно вы планируете восстановить потерю зуба. Если это будет дентальная имплантация, то существует много методик, которые позволяют сохранить кость. Самое простое — провести имплантацию одномоментно с удалением зуба. Либо сделать это через два месяца после удаления. Также можно законсервировать лунку удалённого зуба: заполнить её «искусственной костью». Всё это будет выгоднее и проще, чем костная пластика в будущем.

Подходите к удалению ответственно! 7 раз отмерь, 1 отрежь!

Не забудьте ознакомиться: рекомендации после удаления зуба.