Периодонтит. Боль в зубе бывает разная. Чем отличается от пульпита.

Что такое периодонтит?

Периодонтит — это воспаление периодонта. Зубы к кости не приклеены, а соединяются с ней при помощи связки. Периодонта.

Периодонт — это соединительные волокна, с одной стороны они на микроскопическом уровне вплетаются в зуб, с другой — в кость.

Иногда периодонт воспаляется и начинается периодонтит. Почему это происходит?
Когда пульпа в зубе воспаляется и погибает, она выделяет токсины. Эти токсины, проникая в связку зуба, вызывают её воспаление.

Пульпит чаще всего является осложнением нелечённого кариеса.

Периодонтит чаще всего является осложнением нелечённого пульпита.

Почему возникает периодонтит?

Мы уже упоминали, что пульпит у взрослых — чаще всего необратимый процесс и требует депульпирования — удаления нерва. Если же человек к врачу не обращается и некоторое время глушит самостоятельно боль обезболивающими и антибиотиками, то нерв в зубе погибнет. С ним пройдёт и боль. Но останется инфекция и токсины.

Медленно эта инфекция распространяется в связку зуба, а через связку зуба — и в кость.
Это вызывает рассасывание кости. Рассасывание кости происходит вследствие воспаления. Чтобы бороться с инфекцией, организм посылает к ней специальных солдатиков — макрофагов. Макрофаги должны поглотить токсины и нейтрализировать бактерий. Вся эта битва происходит в кости челюсти или периодонте, а поле боя страдает ни чуть не меньше, чем бактерии.

Виды периодонтита

Периодонтит по течению различают острый и хронический.

Хронический — длительный, вяло текущий, практичесски безсимптомный. Изредка пациенты жалуются на боль при накусывании, едва заметную тянущую боль в кости. Хронический имеет несколько форм, но все они для пациента воспринимаются одинаково (хотя лечиться могут по-разному), так что подробно описывать не будем. Хронический периодонтит часто случайно выявляются по данным рентген-изображения. Так называемые «кисты» на корнях зубов, о которых часто говорят врачи — это и есть хронический периодонтит.

Острый периодонтит напротив, по рентгену определить проблематично. Пациенты сами об этом рассказывают, а зачастую диагноз можно ставить с-порога. Острый периодонтит — это бурная воспалительная реакция. Боль при накусывании на зуб ярко выраженная, характерный симптом — чувство «выросшего зуба». Возможна ассиметрия лица, отёк мягких тканей, покраснение кожных покровов, повышение температуры, плохое самочувствие. Зуб болит постоянно, боль резко увеличивается от накусывания, в отличии от пульпита, при котором более выражена болевая реакция на температурные раздражители.

Как лечат периодонтит?

Все формы периодонтита имеют стандартное лечение, мало отличающееся от лечения при пульпите. Необходимо удалить остатки нерва и инфекцию с каналов, обработать каналы антисептиками и запломбировать корневые каналы.

По различным протоколам зуб может лечиться в одно или несколько посещений. Укоренившиеся протоколы в большинстве стоматологий и поликлиниках предлагают лечить периодонтит в несколько посещений, особенно если речь идёт о гнойном процессе. Это те ситуации, когда «зуб оставляют открытым» и рекомендуют полоскать содовым раствором несколько дней. Это имеет свои плюсы и недостатки. Самые современные протоколы рекомендуют проводить лечение периодонтита в одно посещение, однако это не всегда возможно.

На самом деле истина где-то посередине. Необходимо всегда стремиться лечить периодонтит в одно посещение, но есть ситуации, и встречаются они довольно часто, когда лучше это сделать в несколько, так как лечение в одно посещение может вызвать обострение процесса, вместо стихания. Это приведёт ещё и к тому, что пациент неверно истолкует действия врача и потеряет к специалисту доверие. Чаще всего в первое посещение стоматолог запломбирует каналы «кальцием», а уже в следующее проведёт постоянную пломбировку.
Как именно лечить периодонтит — в каждом конкретном случае решает специалист.

При чём решение выносится именно во время приёма, заранее бывает трудно дать объективный прогноз. Иногда кость рассасывается на столько, что образуются так называемые гранулёмы. По некоторым протоколам такая ситуация может потребовать не то что два, а даже 5-6 посещений, при чём с интервалом в несколько недель.

Клиническая картина и формы периодонтита бывают на столько разные, что обучить пациента на 100% в диагностике и лечении даного заболевания возможным не представляется.

По-этому напоследок даём очень важный совет: выбирайте врача, а не метод лечения, и доверяйте своему специалисту.